Министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области
Министерство
имущественных и земельных отношений
Воронежской области

Руководитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области М.И.Увайдов дал интервью в прямом эфире радио «Мелодия» 26 августа 2009 г. по вопросам эффективности использования областного имущества и земельных ресурсов

Дата публикации: 26.08.2009

Обобщенные материалы интервью:

1. Максим Иосифович, почти полгода прошло с того момента, когда Вы были назначены на одну из самых ответственных должностей областного правительства – руководителем Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. Удалось ли окончательно освоиться с новой сферой ответственности, решение каких задач является для Вас сегодня приоритетным?

С первых шагов своей деятельности в этой должности я, прежде всего, стремился к тому, чтобы сформировать максимально эффективную систему управления государственной собственностью. Особенно актуально это сегодня, когда сложная экономическая ситуация требует от всех государственных служащих предельной концентрации на важнейших участках деятельности. Департамент имущественных и земельных отношений – это мощнейший орган исполнительной власти, который координирует весь комплекс имущественных и земельных вопросов, разрабатывает и реализует стратегию совершенствования использования государственной собственности региона, участвует в реализации инвестиционной политики области путем обеспечения потенциальных инвесторов земельными площадками.

Вопросы имущественных и земельных отношений, работа с государственными предприятиями и учреждениями для меня абсолютно новыми и неизвестными не являлись. Работая в Минсельхозе РФ, приходилось зачастую решать эти вопросы. Поэтому с первых шагов работы на столь ответственном посту в Воронежской области стал принять опыт, накопленный на федеральном уровне.

Губернатором Воронежской области А.В.Гордеевым для нашего ведомства определены следующие приоритетные задачи:

  • обеспечение четких и неукоснительных платежей в бюджет области, в первую очередь – от аренды земли и недвижимости,
  • оптимизация структуры областных государственных предприятий и учреждений;
  • анализ использования и формирование земельных участков для инвестпроектов;
  • введение четких регламентированных процедур в предоставлении земельных участков;
  • наведение порядка в использовании земель сельхозназначения;
  • предупреждение банкротства системообразующих и социально-значимых предприятий области.

Для решения указанных задач в настоящее время мы относительно безболезненно перестроили и оптимизировали структуру департамента, которая позволяет более четко отражать все основные направления нашей деятельности, в которой применены современные принципы менеджмента и которая, в конечном итоге, позволит повысить качество управления. Уточнены функции отделов, обязанности сотрудников. Сокращен на 20 % аппарат департамента.

Планируем выделить принципиально новые направления – антикризисное управление и специальный блок по администрированию земельных и имущественных платежей.

Полагаем, что эти нововведения дадут ощутимый результат уже в этом году.

2. А с какими основными проблемами в сфере управления имуществом и землей Вы столкнулись, начав работать на этом посту.

Прежде всего, приступив к работе в должности руководителя департамента я столкнулся с фактами незаконного отчуждения государственного имущества Воронежской области, неправомерного совершения сделок с объектами недвижимости и пакетами акций акционерных обществ, находящихся в собственности Воронежской области.

Для восстановления законности департамент обратился в правоохранительные органы с просьбой провести соответствующую проверку и принять меры реагирования. Мы же со своей стороны приняли срочные меры, чтобы все вернуть в областную собственность, прекратить безвозмездное пользование нашей собственностью коммерческими структурами

Об этих фактах говорилось уже не раз, повторяться не буду.

Скажу лишь, что такую же позицию, по аналогичным фактам, департамент будет занимать по отношению ко всем должностным лицам, если таковые будут иметь место.

Также выяснилось, что нет системности в отношении договоров аренды земли и имущества. В результате этого имелась огромная задолженность в бюджеты от аренды.

Также столкнулся со слабым менеджментом на ряде наших предприятий и учреждений.

Не до конца прозрачными представлялись вопросы предоставления земельных участков, не было полной ясности с землями сельхозназначения.

Над всеми этими проблемами мы активно работаем, и, кстати, уже есть результаты нашей деятельности.

Наводить порядок по всем направлениям будем и далее.

3. Понятно, что собственность должна приносить доход. Какие доходы приносит Ваше ведомство в областную казну.

Действительно, мы один из единичных органов областной власти, приносящий реальные деньги в бюджеты области.

В качестве справки могу сказать, что департаментом по итогам первого полугодия от использования и распоряжения областной собственностью в областной бюджет перечислено 131,65 млн. руб, в т.ч.:

  • от аренды областного имущества – 34,25 млн. руб.;
  • от аренды земли (включая неразграниченные земельные участки и земельные участки, находящиеся в собственности области) – 66,23 млн. руб.;
  • от продажи земли – 14,28 млн. руб.;
  • от перечисления части прибыли ГУП – 4,77 млн. руб.;
  • от реализации областного имущества (приватизация, продажа из хозяйственного ведения и оперативного управления) – 0,91 млн. руб.;
  • иные доходы– 11,2 млн. руб.

Кроме того, в консолидированный бюджет в результате нашей работы по неразграниченным землям городского округа город Воронеж поступило порядка 300 млн. руб.

Во втором полугодии планируем запустить процесс приватизации газовых сетей. Это плюсом порядка 300 млн. руб.

Также будут увеличены доходы от аренды земли за счет работы с недоимкой.

Нами будут приложены все силы, чтобы даже в условиях кризиса доходы от использования имущества, то есть от аренды земли и недвижимости, от продажи имущества и земли, дивиденды, отчисления ГУП – давали ежегодный прирост.

4. Земля – сегодня самый значимый источник доходов. Что Вы намерены предпринять, чтобы увеличить земельные поступления.

Вы правильно заметили – земельные поступления (аренда и продажа земли) сегодня у нас самые большие в структуре наших доходов. По итогам прошлого года – это более 90% (1 млрд. руб. из 1,1 млрд. руб.).

Нами намечен план мероприятий, который будет, в том числе, способствовать росту этих поступлений. В числе прочих можно выделить:

  • активизацию претензионно-исковой работы;
  • внедрение автоматизированного учета арендных платежей в режиме «Он-лайн»,
  • проведение инвентаризации земельных участков, предоставленных для строительства, но не освоенных в установленные сроки, для дальнейшего их изъятия и последующего предоставления.
  • проведение инвентаризации земельных участков на предмет их соответствия разрешенному и фактическому использованию с предоставлением результатов проверки в уполномоченные государственные и муниципальные органы.
  • реализацию заключенных нами соглашений о взаимодействии с Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области:
  • по установлению вида прав на земельные участки и правообладателей на объекты недвижимости в целях понуждения в судебном порядке к заключению договоров аренды на земельные участки;
  • по взысканию задолженности по платежам за земельные участки, предоставленные в аренду.

Проводимые Департаментом мероприятия по оптимизации начислений арендной платы, мониторингу договоров аренды на предмет выявления земельных участков по ликвидированным организациям; земельных участков, предоставленных в собственность, а также находящихся под сданными в эксплуатацию жилыми домами, под встроенные нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, дают свои результаты.

Однако основную долю успешной работы по взысканию задолженности занимает, как и прежде, претензионно–исковая работа. Вместе с тем, важно отметить, что за последние полгода результат работы департамента в этом направлении, что говорится, налицо.

Вот лишь немного цифр: с начала года нами подготовлено и направлено 332 претензии должникам на сумму почти 550 млн. руб. Если сравнивать с 2008 годом, то за тот же период было направлено 46 претензий на сумму 90 млн. руб.

Одновременно департаментом совместно с ГУВД по Воронежской области создана комиссия по работе с должниками. Разбираем каждого должника, составляем графики реструктуризации задолженности. Конечно, учитываем последствия кризиса, но, повторюсь, о бюджете забывать нельзя – это источник финансирования социальных программ, зарплаты учителей, врачей...

Эффект работы такой – с апреля по август общая задолженность по арендной плате снизилась с 500 до 380 млн. руб.

5. На одном из заседаний правительства Воронежской области Вы сообщили, что основными должниками по арендной плате за землю являются строительные организации. Есть ли прогресс в работе с ними, и можно ли назвать самых злостных неплательщиков?

Да, безусловно, прогресс есть. Ситуация здесь является достаточно сложной, однако можно отметить явные положительные тенденции.

В настоящее время департаментом проводится активная работа со всеми недобросовестными арендаторами земельных участков, в том числе и со строительными организациями.

Несмотря на успехи, достигнутые в судебных инстанциях, департаментом активно проводится и досудебное урегулирование споров.

Так, в рамках созданной в департаменте в соответствии с поручением правительства области рабочей группы, проводятся встречи с непосредственным руководством компаний, имеющих задолженность.

Необходимо отметить, что зачастую, задолженность по арендной плате образуется по объективным причинам. Таким арендаторам, готовым платить и понимающим, что последствия любого экономического кризиса – это не повод для неуплаты по договору, тем более в бюджет, департамент идет навстречу. В рамках Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с должниками заключаются мировые соглашения, которые в установленном порядке утверждаются судом. В данных соглашениях предусматривается реструктуризация задолженности по арендной плате, включая сумму начисленной пени, до 15 декабря 2009 года.

С должниками, злостно уклоняющимися от уплаты задолженности, мы будем встречаться в судебных инстанциях, как говорится по разные стороны баррикад. При этом в установленном порядке будем рассматривать вопросы не только об оплате задолженности, но и о расторжении договоров аренды земельных участков.

Лично могу пообещать, что на неплательщиков арендной платы, будет применен весь комплекс мер по взысканию, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области. В настоящее время на официальном сайте департамента (www.dizovo.ru) размещен перечень организаций, имеющих задолженность по арендной плате более 2 млн. рублей. Сейчас данный перечень носит лишь информационный характер, но в ближайшее время, если задолженность не будет погашена или реструктурирована, департамент разошлет ее в кредитные и иные организации Воронежской области с указанием компаний как недобросовестных плательщиков в бюджет области.

Злостных неплательщиков среди строительных организаций можно назвать. Это: «Строймонтаж 99», «Стройреконструкция», «ВСК-2000».

Полагаем, что мероприятия, проводимые департаментом, позволят существенно сократить имеющуюся на настоящий момент задолженность.

6. А что нужно сделать для создания эффективной системы сдачи в аренду имущества?

Все очень просто: необходимо сдавать в аренду госимущество с торгов по рыночной арендной плате.

По результатам отчета департамента на заседании правительства области о повышении эффективности арендных отношений (протокол №2 от 15мая 2009г.) подготовлен и принят 25.06.2009г. областной Думой закон Воронежской области «О внесении изменений в закон Воронежской области «О порядке предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений и движимого имущества, находящихся в собственности Воронежской области».

В законе учтены требования Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Теперь мы будем действовать в этом вопросе строго в правовом поле.

7. Как Вы считаете, насколько эффективно сегодня используется областная собственность.

Сразу скажу, наш департамент строит свою работу на трех основных принципах, на трех «китах». Областное имущество должно использоваться только в государственных интересах. На законных основаниях. Эффективно управляться и приносить доход. Эти три принципа являются обязательными для нас при решении самых приоритетных задач. И при выполнении программы антикризисных мер, и при формировании максимально эффективной системы управления государственной собственностью.

При этом эффективность управления должна оцениваться не только экономическими результатами, но и результатами социального характера.

Во-первых, это неналоговые доходы от использования и распоряжения областной собственностью. Они я уже сказал, повторюсь только, что Департамент приложит все силы и законные возможности, чтобы бюджетные задания были выполнены.

Во-вторых, все областные учреждения для выполнения закрепленных за ними уставных задач должны быть наделены соответствующим имуществом. При этом будет обеспечен жесткий контроль, чтобы вверенное имущество использовалось по назначению, а не в интересах отдельных руководителей предприятий и учреждений. Для этого мы с апреля по июль провели инвентаризацию и проверку эффективности деятельности всех областных ГУП и ГУ (28 + 491) с целью выявления также эффективности использования вверенного им имущества. Выявлены факты нецелевого использования, по всем им будем разбираться.

В-третьих, на федеральном и региональном уровнях для оценки эффективности деятельности в каждой сфере и отрасли установлены соответствующие показатели. Перечень показателей предусмотрен и для сферы имущественно-земельных отношений. Мы отвечаем за 10 показателей.

Это, в частности, площадь земельных участков, предоставленных для строительства; степень оптимизации государственных организаций (создание казенных предприятий и автономных учреждений); эффективность использования областной недвижимости; динамика неналоговых имущественных доходов и другие.

Исполнение данных показателей и, соответственно, эффективность нашей работы, постоянно контролируется и губернатором области, и соответствующими федеральными структурами, куда правительство области направляет соответствующие отчеты.

Для повышения эффективности использования областной собственности в мае т.г. я внес на рассмотрение Правительства области следующие предложения:

  • прекратить практику предоставления областной собственности федеральным структурам и негосударственным организациям на безвозмездной основе. Предоставлять помещения для размещения федеральных и муниципальных структур на условиях аренды;
  • отказаться от практики представления Экспертным советом Воронежской области льгот по арендной плате за землю и имущество;
  • производить сдачу в аренду имущества и земельных участков только через процедуры торгов согласно действующему законодательству;
  • расчет арендной платы производить только на основании отчета независимого оценщика по рыночным ценам;
  • принять новый закон Воронежской области «О порядке сдачи в аренду областного имущества»;
  • провести новую кадастровую оценку земель в Воронежской области по новой методике Минэкономразвития, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть проведена до декабря 2010 года. Новая кадастровая оценка земель должна стать основой налогообложения и величины арендных платежей.

Все предложения эти были приняты, над их реализацией Департамент в настоящее время и работает.

8. Ваше ведомство изначально создавалось как орган по приватизации имущества. А как в настоящее время у нас в области обстоит дело с приватизацией, даёт ли она дополнительный доход. Или процесс приватизации уже завершен?

Нет, процесс приватизации не завершен. Правда в последнее время он имеет далеко не те масштабы, что в период массовой приватизации 90-х годов. Приватизацию мы ведём в "точечном" режиме, по рыночным ценам и только на открытых аукционах.

В Воронежской области госсектор сегодня составляет порядка 12% в общем объеме экономики.

В настоящее время в Воронежской области действует закон «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества на 2007-2009 годы.

Основу программы приватизации составляют газораспределительные сети (далее – ГРС), находящиеся в районах области. Их продажа является одним из источников дополнительного финансирования программы газификации области. В этой связи следует отметить, что продажа (приватизация) объектов газового хозяйства, построенных за счет средств областного бюджета, является наиболее простым и рентабельным способом получения средств в областной бюджет. Суммарная стоимость затрат по строительству и государственной регистрации права собственности области на построенные газопроводы в десятки и сотни раз меньше их приватизационной стоимости.

К сожалению, в условиях финансового кризиса резко снизился интерес инвесторов к покупке объектов государственной собственности. Ряд продаж не состоялся в связи с отсутствием заявок потенциальных инвесторов.

В этой связи мы изменим тактику нашей работы и будем более тщательно работать с каждым потенциальным покупателем.

В части государственных предприятий и акционерных обществ с долей области необходимость их приватизации будет определяться исходя из соответствия критериям сохранения в областной собственности. Определяющим критерием будет степень развитости рынка в той или иной сфере производства товаров или оказания услуг.

Иными словами, там, где эффективно работает частный собственник, госпредприятий быть не должно.

Поэтому мы ежегодно, в системном порядке, будем анализировать те отрасли и сферы, в которых работают наши госпредприятия, и, при необходимости, проводить приватизацию ГУП соответствующей отрасли.

Также не будет практики продажи акций или отдельных объектов в угоду чьих-то сиюминутных интересов.

Предприятия, пакеты акций и объекты недвижимости, целесообразность приватизации которых будет определена после всестороннего анализа, будут включены в программу приватизации на текущий год, а также в прогнозный план приватизации на 2010-2012 годы.

Рассчитываем от реализации областной собственности получить в текущем году порядка 300 млн. руб. и 400-500 – в следующем.

9. Сейчас много разговоров о законном или незаконном использовании земель Воронежского агроуниверситета и Воронежской лесотехнической академии. Как Вы можете прокомментировать ситуацию с ними?

Да, вопросы, с использованием земель этих ВУЗов очень проблемные и специфичные.

Прежде всего, необходимо отметить, что земли, используемые Воронежским государственным аграрным университетом и Воронежской государственной лесотехнической академией находятся в федеральной собственности. И, казалось бы, какое отношение областной исполнительный орган государственной власти имеет к федеральной собственности? А дело все в том, что большая часть земель, используемых вышеназванными учебными заведениями, расположены практически в центре города и непосредственно примыкают к жилым микрорайонам. Очевидно, что в условиях острой нехватки в Воронеже земельных участков для жилищного строительства, наиболее, целесообразно использовать указанные земли, прежде всего, в вышеназванных целях. А для ведения уставной деятельности учебным заведениям предоставить земли в другом месте.

Не случайно Президент Российской Федерации Д.А.Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики высказал мнение, что данные земли должны использоваться для жилищного строительства.

Для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым перед высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо объединение усилий всех уровней власти.

Есть также Федеральный закон от 24.07.2008г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», который устанавливает порядок подготовки и рассмотрения предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей жилищного и иного строительства.

В этой связи между правительством области и Федеральным фонда содействия развитию жилищного строительства заключено соглашение по дальнейшему перспективному сотрудничеству и, в частности, по передаче части федеральных земель, находящихся в пользовании аграрного университета и лесной академии.

В ходе подготовки департаментом необходимых документов при формировании перечня земельных участков, направляемых правительством Воронежской области в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, появилась информация о том, что количество земель, находящихся в пользовании аграрного университета стремительно сокращается (с 500 га до 350 га).

По поручению губернатора Воронежской области А.В.Гордеева мы рассмотрели вопросы законности изъятия земельных и лесных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за Воронежским государственным аграрным университетом и Воронежской государственной лесотехнической академией.

В результате проведенной специально созданной комиссией проверки выявлены факты использования земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за аграрным университетом, другими организациями.

По результатам проведенных работ мы направили материалы в органы строительного надзора для проверки соблюдения градостроительных норм и правил застройки.

А также направили материалы в прокуратуру по фактам незаконного строительства на землях ВГАУ.

10. Кроме всего, возглавляемый Вами департамент занимается вопросами использования земель в районах области. Земли сельхозназначения – тоже Ваша компетенция?

Да, вы правы. Одним из направлений работы департамента является работа с землями сельскохозяйственного назначения. Департамент выполняет координирующую роль в процессе управления землями данной категории.

Как Вы понимаете, для того, чтобы управлять землями, необходима актуальная информация – о количестве земель, о собственниках и землепользователях, о зарегистрированных правах и т.д.

В этих целях департаментом проведена инвентаризация земель Воронежской области. В результате чего:

  • организован учет земель сельскохозяйственного назначения на уровне области;
  • выявлены все хозяйствующие субъекты на этих землях, определены их виды прав на землю;
  • созданы карты на каждый район и на каждое хозяйство;
  • определена площадь земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав;
  • создана информационная система учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Хочу сказать, что до проведения инвентаризации сводная подробная информация по землям сельскохозяйственного назначения в области практически отсутствовала, не была единообразной. В каждом районе имелись бумажные карты, которые отличались друг от друга по качеству, по объему информации, по степени актуальности. Такие карты достаточно редко обновлялись, процесс внесения корректировок или создания новой карты был очень трудоемким.

В ходе инвентаризации с применением геоинформационной системы «Панорама» по каждому району созданы различные электронные карты – на каждый район, на каждое поселение.

На основе созданных базовых электронных карт создаются различные тематические карты. Например, в масштабе области и в разрезе районов созданы карты-схемы размещения крупных инвесторов, работающих в сфере АПК.

Имеющиеся материалы используются при работе по формированию земельных массивов для действующих и планируемых инвестиционных проектов в промышленной сфере.

С мая 2009 года нами организовано проведение ежемесячной актуализации сведений с привлечением органов местного самоуправления, территориальных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Основными направлениями практического применения полученных материалов являются:

  • мониторинг оборота земель сельскохозяйственного назначения независимо от формы собственности;
  • предоставление информации о землях сельскохозяйственного назначения:
+ областным и федеральным органам исполнительной власти,
+ органам местного самоуправления,
+ потенциальным и действующим инвесторам.

Все это тем или иным способом должно способствовать формированию областного фонда земель сельскохозяйственного назначения и обеспечению реализации инвестиционных проектов.

Новое направление деятельности департамента, в котором так же будут использованы итоги инвентаризации – выявление неиспользуемых земель и инициирование процедуры принудительного изъятия у недобросовестных землепользователей с привлечением уполномоченных федеральных органов. Уже сделаны первые шаги в этом направлении – проводится совместная работа со структурами, осуществляющими земельный контроль – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, с которыми подписано соглашение о сотрудничестве.

Также хочу отметить следюющее. Проведенная инвентаризация выявила и проблемы распоряжения землями сельскохозяйственного назначения:

  • в собственности Воронежской области крайне мало земель сельскохозяйственного назначения (4,5 тыс. га), что не позволяет целенаправленно привлекать инвестиции;
  • общая площадь невостребованных земельных долей составляет примерно 420 тыс. га (15,5% от всех земель сельскохозяйственного назначения);
  • значительная часть земель не поставлена на государственный кадастровый учет (47,6%);
  • не выработан механизм точного учета неиспользуемых земель.

Для решения обозначенных проблем в данной сфере департаментом разрабатывается областная целевая программа совершенствования учета и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области на период 2010-2011 гг. В результате принятия и реализации данной программы:

  • повысится оперативность и достоверность получения данных о состоянии земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области;
  • будет полностью развернута информационная система учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе ГИС «Панорама», что позволит обеспечить высокую достоверность данных о границах земельных участков;
  • повысится оперативность и качество предоставления данных о земельных участках сельскохозяйственного назначения потенциальным инвесторам, что позволит ускорить процесс отбора земельных участков, а следовательно, в конечном итоге, и привлечение инвестиций в Воронежскую область;
  • будет сформирован централизованный областной фонд земель сельскохозяйственного назначения и определены нормативно-правовые и организационные основы распоряжения этим фондом.

Возврат к списку

Смотрите также другие
новостные сообщения