Министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области
Министерство
имущественных и земельных отношений
Воронежской области

Подробный текст выступления врио руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области С.Юсупова

Официальный текст

Воронежская областная Дума

Комитет по имущественным и земельным отношениям

Воронежской областной Думы

Информация

врио руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области

С.В.Юсупова

09.04.2018

Тема доклада:

«Об итогах работы в 2017 году и планах на 2018 год»

В 2017 году в результате деятельности департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области обеспечено стабильное функционирование регионального имущественного комплекса, настроенного на решение конкретных социальных и экономических задач региона. В значительной степени оптимизирован объект управления – региональные предприятия и учреждения, недвижимое имущество, земельные ресурсы. Существующая нормативно-правовая база позволяет оперативно и эффективно управлять, и распоряжаться всем региональным имущественным комплексом.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере имущественных и земельных отношений, регулирования рекламной деятельности, оборота алкогольной продукции в течение отчетного года департаментом проделан значительный объем работы. Так, разработаны и приняты 16 законов и указов губернатора, 66 постановлений и 134 распоряжения правительства Воронежской области, 5426 приказов Департамента.

Департамент осуществляет свою деятельность по принципу программно-целевого управления. Реализация всех возложенных на Департамент задач и полномочий осуществляется в соответствии с государственной программой Воронежской области «Управление государственным имуществом» (2014–2023гг.), которая контролируется по четырем основным показателям и 29 отраслевым индикаторам.

По итогам 2017 года все мероприятия программы и плановые показатели (индикаторы) выполнены в полном объеме. Уровень освоения бюджетных средств достаточно высокий – 97,1%.

По результатам проведенной в 2017 году рейтинговой оценки эффективности реализации государственных программ Воронежской области, государственная программа «Управление государственным имуществом» признана программой с высокой эффективностью реализации и набрала 5 баллов из 5.

Одним из главных показателей деятельности, характеризующих эффективность управления государственной собственностью, является объем поступлений в бюджет неналоговых имущественных доходов.

В 2017 году доходы бюджета Воронежской области от управления и распоряжения государственным имуществом области составили 772,6 млн руб. План имущественных поступлений (701,5 млн руб.) выполнен на 110%.

Вследствие реализации в 2017 году программы приватизации осуществлены мероприятия по продаже через процедуру торгов 54 объектов. В областной бюджет поступило порядка 90 млн руб.

Департаментом совместно с отраслевыми ИОГВ на постоянной основе проводится работа по инвентаризации имущества областных учреждений и предприятий. Выявляемое неиспользуемое и не требующееся для исполнения возложенных задач имущество включается в программу приватизации.

Увеличение поступлений от приватизации имущества планируется достичь, в том числе, за счет повышения конкурентности продаж посредством использования электронных площадок. Так, в настоящее время информация о продаже областного имущества размещается на электронных площадках АО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «Сбербанк - АСТ», Российский аукционный Дом.

Обеспечению поступления доходов в бюджет Воронежской области, а также возможности эффективного и полноценного распоряжения имуществом и земельными ресурсами способствовала оперативная работа по оформлению права собственности на недвижимое имущество и земельные участки.

Так, в 2017 году зарегистрировано право собственности Воронежской области на 645 объектов недвижимого имущества и 8224 земельных участка. Таким образом, в настоящее время право собственности области зарегистрировано на 100% объектов недвижимого имущества и земельных участков, находящихся в реестре госимущества и подлежащих оформлению.

В связи с наделением субъектов РФ полномочиями по распоряжению землями сельхозназначения, занятыми защитными лесными насаждениями, в целях обеспечения защиты земель от негативного воздействия, сохранения плодородия почв и повышения урожайности департаментом была проведена большая работа по инвентаризации и выявлению таких земель с целью дальнейшей постановки их на кадастровый учет и оформления права собственности области. Так, в 2017 году было зарегистрировано право собственности Воронежской области на 5670 земельных участков общей площадью 14,2 тыс. га, из которых порядка тысячи участков общей площадью 2,3 тыс. га были переданы в аренду. В настоящее время рассматривается вопрос закрепления за хозяйствующими субъектами более 4,5 тысяч земельных участков общей площадью 12 тыс. га.

В течение 2017 года продолжалась работа по оформлению невостребованных земель. За отчетный период в собственность Воронежской области было оформлено 287 земельных участков, сформированных в счет невостребованных земельных долей, общей площадью 13,7 тыс. га.

Всего в собственность области оформлено 128 тыс. га, в муниципальную собственность – 138 тыс. га. Из них в настоящее время порядка 90% из всех оформленных сельхозземель вовлечено в хозяйственный оборот.

Проводимая работа позволила существенно увеличить доходы областного и местных бюджетов. Так, в результате передачи таких земель в аренду и продажи в собственность за последние 6 лет доходы областной казны и бюджетов муниципалитетов составили более 1 млрд руб.

Для обеспечения обязательств инвесторов при реализации инвестиционных проектов, включенных в программу социально-экономического развития и реестр инвестиционных проектов, Департаментом ведется работа по формированию и предоставлению объектов залогового фонда.

За период действия Закона Воронежской области «О залоге имущества, находящегося в собственности Воронежской области» объем ежегодно утверждаемого залогового фонда неизменно увеличивался и возрос с 2,5 млрд руб. в 2012 году до 7,3 млрд руб в 2018 году.

В настоящее время совокупная стоимость областного имущества, переданного в обеспечение обязательств, составляет 3,6 млрд руб.

В результате передачи государственного имущества в залог в экономику Воронежской области были привлечены инвестиции в объеме порядка 21,2 млрд руб.

В целях расширения залоговой базы продолжена работа по формированию земельного залогового фонда.

По состоянию на 01 января 2018 года в собственности АО «Земельный залоговый фонд» находится 51 земельный участок общей площадью 1110 га рыночной стоимостью 1,02 млрд руб. Для более полной и качественной работы по данному направлению в рамках проектного управления в 2017 году разработан и внедрен ведомственный проект «Земельный залоговый фонд».

В целях максимальной реализации потенциала земельного залогового фонда уполномоченными исполнительными органами государственной власти и акционерным обществом осуществляется взаимодействие с потенциальными и действующими инвесторами, кредитными организациями по вопросу использования земельных участков в качестве залогового обеспечения новых проектов или в порядке замены объектов, предоставленных в обеспечение действующих проектов.

В рамках реализации «майских Указов» и Послания Президента Российской Федерации Департаментом проводится работа по обеспечению многодетных граждан земельными участками на территории Воронежской области.

В 2017 году на территории Воронежской области многодетным гражданам предоставлено в собственность бесплатно 797 земельных участков, в том числе 152 на территории городского округа город Воронеж и 645 на территории муниципальных образований Воронежской области.

Вместе с тем, во многих муниципальных образованиях сохраняется значительная потребность в земельных участках для данной категории граждан.

Сейчас на территории Воронежской области порядка пяти тысяч многодетных граждан стоят на учете как нуждающиеся в получении земельного участка в собственность на безвозмездной основе.

Для решения сложившейся ситуации Департаментом активизирована работа по выявлению крупных земельных массивов, которые могут быть использованы для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территории муниципальных районов, в непосредственной близости к областному центру, а также на территории г. Воронежа.

В 2017 году гражданам, проживающим в г.Воронеже, осуществлялось предоставление земельных участков, расположенных на территории с. Хреновое, с. Михайловка, с. Александровка Новоусманского муниципального района, с. Русская Гвоздевка Рамонского муниципального района, с. Гудовка Семилукского муниципального района.

Аналогичная работа проводится и в муниципалитетах, которые в течение 2018 года планируют обеспечить порядка тысячи многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства на безвозмездной основе.

В рамках оказания мер господдержки социально незащищенным гражданам Департаментом осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение их жилищных условий. Так, за прошедший год заключены 117 договоров найма жилых помещений для детей-сирот и 13 договоров на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Кроме того, приобретены 2 квартиры в Россошанском муниципальном районе для предоставления льготным категориям граждан.

В 2017 году Департаментом совместно с Минобороны России проведены мероприятия по оказанию содействия в передаче из федеральной в муниципальную собственность городского округа город Воронеж имущественного комплекса в составе земельного участка общей площадью 1,6 га, и двух сооружений, расположенных в г. Воронеже, по ул. Волгоградской, 27а. По результатам торгов имущественный комплекс предоставлен в собственность ООО «Воронежские дрожжи» для реализации инвестпроекта.

Для размещения областного учреждения (станция по борьбе с болезнями животных) из федеральной собственности принят в государственную собственность Воронежской области земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Богучар, ул. Советская, 34А.

Для строительства поликлиники на 550 посещений в смену принят в государственную собственность Воронежской области земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Острогожская.

Под памятником «Воронеж – родина ВДВ» принят из муниципальной собственности городского округа г.Воронеж в государственную собственность Воронежской области земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 42Е.

В рамках взаимодействия с Росимуществом Департаментом оказано содействие Семилукскому району по передаче из федеральной в муниципальную собственность имущественного комплекса «Дача Башкирцева».

В рамках взаимодействия с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) в 2017 году между правительством Воронежской области и ФАНО подписано и реализуется соглашение о сотрудничестве, в рамках которого департаментом проводилась инвентаризация сети научных предприятий и учреждений, подведомственных ФАНО, в том числе хозяйственной и научной деятельности, с целью определения наиболее эффективных вариантов привлечения инвестиций в деятельность предприятий, с возможной их передачей в областную или муниципальную собственность.

В результате деятельности департамента существенные изменения произошли в последние годы на рынке наружной рекламы. Значительно упорядочено его состояние, качественно изменен и приведен в порядок его основной облик.

В 2017 году утверждены схемы размещения рекламных конструкций на территории города Воронежа по 9 участкам территорий, включающие в себя 154 места установки рекламных конструкций различных форматов (внесены 63 новые позиции).

В соответствии с утвержденными схемами в 2017 году проведены 7 аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по итогам которых заключены 84 договора на общую сумму 22,5 млн руб.

Всего по результатам торгов на сегодняшний момент заключены почти 1,5 тысячи договоров. Общая сумма поступлений в бюджет Воронежской области уже превысила 1 млрд рублей и, что немаловажно, более 110 млн рублей поступает ежегодно. За счет этого заметно обновился «парк» рекламных конструкций, появились более современные и соответствующие духу времени рекламные конструкции.

Одним из важных направлений деятельности в сфере регулирования наружной рекламы остается организация работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций. Нами ежедневно проводится мониторинг территории г.Воронежа на предмет незаконной установки рекламных конструкций.

В 2017 году департаментом выданы 130 предписаний о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, составлены 424 акта осмотра мест установки незаконных рекламных конструкций. По результатам проведенной работы подготовлены материалы в отношении 337 незаконно установленных рекламных конструкций различных типов и видов, владельцы которых не исполнили выданные предписания, для осуществления администрацией городского округа г. Воронеж демонтажа за счет средств местного бюджета.

В 2017 году в ходе реализации мероприятий по борьбе с незаконно установленными рекламными конструкциями осуществлен демонтаж более 600 конструкций. Всего же за последние 3 года работы в данном направлении совместно с администрацией г. Воронежа демонтировано 2150 незаконных конструкций.

Работа в данном направлении нами будет продолжена вплоть до полного устранения всех незаконно установленных рекламных конструкций как на территории г. Воронежа, так и в тесном контакте с главами районных администраций – по всей области.

С 2015 года Департаментом на территории региона осуществляется реализация «пилотного проекта» по внедрению системы взаимодействия с Росалкогольрегулированием России при проведении мероприятий по профилактике и пресечению незаконного оборота алкогольной продукции. В 2017 году эта работа набрала новые обороты.

На областном и местном уровнях организована работа телефонов «Горячая линия» для приема обращений граждан по вопросам нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции. На телефон «Горячая линия» Департамента приняты обращения о 18 фактах нелегальной торговли алкогольной продукцией, в отношении которых совместно с правоохранительными органами проведены соответствующие проверки.

В рамках полномочий по контролю в области розничной продажи алкогольной продукции налажено взаимодействие с представителями общественных организаций на предмет выявления у организаций-лицензиатов розничной продажи алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства. По заявлениям о нарушении законодательства, поступившим в Департамент, возбуждено 30 административных дел. По 25 делам вынесены постановления о привлечении организаций к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1,7 млн руб.

Таким образом, сейчас в области проводится системная и целенаправленная работа по декриминализации теневого оборота алкоголя. Наблюдается динамика роста количества уголовных дел, направленных в суд, а также количество фигурантов, привлеченных к уголовной и административной ответственности, увеличивается количество случаев инициирования процедур по аннулированию лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при выявлении нарушений действующего законодательства. Так, за прошедший год были направлены в Арбитражный суд Воронежской области материалы для аннулирования 4 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Судом исковые заявления удовлетворены в полном объеме.

С августа 2017 года регионы наделены дополнительными контрольными полномочиями. Лицензирующие органы в субъектах России теперь контролируют не только организации, имеющие лицензии, но и других участников розничного рынка - это предприятия розничной торговли и общепит, не имеющие лицензии, а также индивидуальные предприниматели, торгующие пивом и пивными напитками, деятельность которых в настоящее время не подлежит лицензированию (сейчас на территории Воронежской области осуществляют деятельность по реализации пива и пивных напитков более 3,5 тысяч организаций и ИП).

Кроме того, к полномочиям региональных лицензирующих органов добавился контроль за соблюдением обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, который раньше осуществлялся на федеральном уровне. В этой связи, уже в рамках новых полномочий нами в настоящее время активно применяется административная практика. По заявлениям о нарушении законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, поступившим в Департамент, возбуждено 31 административное дело, вынесены постановления о привлечении 28 организаций к административной ответственности и наложены штрафы на общую сумму порядка 1 млн рублей.

Результаты проводимой работы по данному направлению деятельности уже видны. В целом по всем видам алкогольной продукции объем реализации по области за прошлый год по отношению к 2016 году увеличился на 15,5%. В частности, по водке и коньякам объем реализации увеличился на 5,6 %, по винодельческой продукции - на 12%, по прочей алкогольной продукции - на 16%.

Также в связи с изменениями федерального законодательства в 2017 году в региональные бюджеты дополнительно начали поступать доходы, рассчитанные пропорционально объемам розничной реализации алкогольной продукции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, в прошедшем году от розничной реализации алкогольной продукции в областной бюджет поступило 483 млн руб. В 2018 году запланированы аналогичные доходы от акцизов в объеме 600 млн руб.

В этой связи необходимо отметить, что роль субъекта РФ и заинтересованность в борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции значительно возросла.

Таким образом, по итогам деятельности Департамента в данной сфере можно отметить наметившуюся тенденцию к стабилизации ситуации в сфере государственного регулирования алкогольного рынка на территории Воронежской области.

Приоритетными задачами в 2018 году будут:

- совершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере имущественно-земельных отношений, регулирования рекламной деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности. Усиление работы по подготовке законодательных инициатив по изменению федерального законодательства;

- обеспечение получения максимально возможных неналоговых имущественных доходов – не менее 750-770 млн рублей;

- реализация программы приватизации государственного областного имущества с максимальной эффективностью, обеспечение поступлений от приватизации в размере не менее 260 млн рублей. Обеспечение реализации объектов с использованием электронных торговых площадок;

- проведение полной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения в целях выявления брошенных и неэффективно используемых земельных участков, и максимального вовлечения их в оборот;

- изыскание новых земельных массивов для формирования земельных участков в целях предоставления многодетным гражданам на безвозмездной основе. Предоставление не менее 1 тыс. участков в г.Воронеже и в муниципальных образованиях;

- оформление невостребованных земель в областную собственность и регистрация права собственности Воронежской области на земельные участки сельхозназначения, занятые защитными лесными насаждениями, и водными объектами и закрепление их за хозяйствующими субъектами;

- внедрение в работу по борьбе с незаконно установленными рекламными конструкциями инструментов административно-правового воздействия в виде штрафов. Обеспечение проведения торгов на электронных торговых площадках;

- осуществление комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию нелегального алкогольного рынка в Воронежской области, и поступление акцизов от розничной продажи алкогольной продукции в бюджет области в сумме не менее 600 млн рублей.

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4 апреля 2024

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 № П/0148 (далее – Требования).

Обращаем внимание, при подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории необходимо учитывать:

- территориальные зоны, в пределах которых расположен образуемый земельный участок или образуемые земельные участки.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

- территории общего пользования, красные линии;

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

 - виды разрешенного использования земельных участков.

Виды разрешенного использования земельных участков по территориальным зонам городского округа город Воронеж определены в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 20.04.2022 № 466-V.

При этом, разрешенным использованием образуемых земельных участков признается разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

- охранные зоны сетей инженерно-технического обеспечения;

-  зоны с особыми условиями использования территории;

- местоположение объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам предусмотрены статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В схеме расположения земельного участка приводятся (пункт 6 Требований):

- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

- список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости;

- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;

- сведения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, определена приложением № 2 к Требованиям.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации,  является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Для получения дополнительной информации рекомендуем обращаться по телефону (473) 212-73-43 (отдел по оформлению прав на земельные участки юридическим лицам министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области).

13 марта 2024
1 марта 2024
14 февраля 2024
26 января 2024